Почему дети часто не выговаривают звук Р

Картавость (ее называют также ротацизмом или дислалией) – это неправильное произношение звука «р». Чаще всего картавость встречается у детей, но иногда и у взрослых. Откуда же она берется?

Что такое картавость?

СОДЕРЖАНИЕ

Порой картавостью называют и неправильное произношение нескольких звуков из одной или разных групп. Например, свистящих и шипящих, заднеязычных, замену звонких согласных мягкими, а мягких — твердыми. Но чаще все-таки говорят о неправильном произношении буквы «р».

В норме при произношении буквы «р» язык должен подниматься к верхнему небу, в район передних зубов, и производить вибрацию, образующую соответствующий звук. В случае картавости этот процесс нарушается. Причины могут быть следующие.

Неправильная артикуляция

Это связано с неправильным положением губ или языка в процессе произнесения звука «р». Например, это может происходить в результате неправильной вибрации маленького язычка неба, смещения языка или губ, неправильного взаимодействия языка и мягкого неба при построении звука.

Физиологические причины

К ним относятся, в частности, нарушения функции слухового аппарата. Причиной этого могут быть врожденная патология или воспалительный процесс, приводящие к снижению слуха. Ребенок просто не слышит, как нужно правильно выговаривать «р».

Также это могут быть различные травмы языка; неправильный прикус; отсутствие одного из передних зубов в верхней или нижней челюсти; врожденные особенности строения языка, десен, зубов. Довольно часто причиной картавости становятся патологии речевого аппарата, такие, как слишком короткая уздечка языка.

Отдельные нарушения могут формироваться в процессе внутриутробного развития; другие могут быть приобретены в течение жизни.

Генетическая предрасположенность

Патология может передаваться по наследству. Например, наследственным признаком могут являться редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть. Также, если отец или мать картавят, то и ребенок с большой долей вероятности тоже будет неправильно произносить «р».

Педагогическая запущенность

Большинство детей сначала говорят неправильно, но по мере взросления их речь становится все более четкой. При этом очень многое зависит от окружающих их взрослых. Если родители не стараются исправлять дефекты речи своих отпрысков, не показывают, как нужно правильно произносить те или иные звуки, то изъян картавости может сохраниться на всю жизнь.

Двуязычие

Если в семье разговаривают на разных языках или в семье говорят на одном языке, а в детском саду или школе – на другом, то ребенок непроизвольно начинает их смешивать, что ведет к неправильному произношению.

Вред картавости и как это исправить

На первый взгляд, вроде бы ничего страшного в картавости нет. Но между тем она может доставить человеку много неприятностей. В детстве над картавым ребенком могут смеяться, передразнивать. Речь картавого человека трудно понять. Ему практически заказан путь в профессии, где важно правильно говорить – например, учителя, диктора, чиновника, политика.

У картавых людей часто возникают психологические комплексы. Они смущаются из-за своего дефекта речи, могут заикаться и краснеть, особенно в разговоре с незнакомым собеседником, в публичной ситуации. Это ведет к различным социальным сложностям.

Лучше всего начать борьбу с картавостью еще в детстве. Прежде всего нужно определить причину, обследовав ребенка у стоматолога, ЛОРа и логопеда. Если нет физиологических и органических нарушений, то обычно помогает комплекс логопедических упражнений, которые учат правильно выговаривать букву «р» и другие звуки. Если имеются нарушения слухового или речевого аппарата, то могут потребоваться медикаментозная терапия или даже оперативное вмешательство. Стоматолог исправит прикус, а при необходимости прооперирует уздечку. Это сделает речь более четкой и правильной.

Взрослым людям тоже можно помочь. Но опять же – необходимо сначала выявить причину картавости. Кстати, существуют специальные упражнения, которые помогают исправлять картавость в домашних условиях.

Как научить ребенка говорить «р». Автоматизация звука

Если ребенок не говорит «р»: причины, артикуляционная гимнастика, постановка звука «р»

Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя временами, уметь пересказывать, правильно произносить почти все звуки — исключение составляет только звук «р». Как научить ребенка его выговаривать? Можно ли это сделать самостоятельно или нужна помощь логопеда?

Звук «р» самый сложный, и дети его осваивают в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Как научить ребенка говорить «р»

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

Статья предоставлена специализированным логопедическим центром «Детская академия речи»

Ребенок не выговаривает букву «Р»

Почему дети не выговаривают букву «Р»

Если вы услышали, что ваш ребенок не может правильно произносить букву «р», точнее не может воспроизвести сам звук – не торопитесь переживать и пугать ребенка чрезмерными просьбами порычать, в надежде на то, что ситуация измениться. Очень не многие детки начинают разговаривать сразу внятно и понятно, не испытывая затруднений в произношении.

Для начала разберемся с тем, сколько вашему ребенку лет. Уже с первого года своей жизни детки начинают пытаться разговаривать, конечно, это сложно назвать речью, скорее это набор звуков или обрывки слов, но уже тогда родители могут различить некоторые нарушения речи. Не спешите прибегать к радикальным мерам. Если вашему малышу до 5 лет, то все незначительные фонетические трудности считаются абсолютно нормальными (обратите внимание что именно незначительные трудности остаются в рамках нормальности, если ребенок молчит или не может переносить свои мысли на слова, тогда нужна квалифицированная помощь доктора!). До этого возраста ребенок должен сам стараться справиться со сложными звуками, а вот если к началу 6 года никаких изменений не произошло, тогда стоит ребенка немного подтолкнуть в правильном направлении и помочь ему.

Основной причиной того, почему дети не произносят букву «Р» является физиологические недостатки. Например, неправильная форма кончика языка (очень редкое явление), слишком короткая уздечка маленького язычка, плохо развитые ротовые мышцы или неправильный прикус. Если вы нашли у малыша любой из этих недостатков обратитесь к стоматологу и логопеду, все это можно и обязательно нужно исправить. К сожалению, все проблемы (кроме неправильного положения зубов, то есть прикуса) решаются с помощью хирургического вмешательства, операции не сложные, но часто дорогостоящие. Обычно после операции дети практически сразу самостоятельно начинают выговаривать все звуки правильно (включая и сложный звук «р») и необходимость в каких-либо курсах по развитию правильной речи отпадает сама собой. Но следует помнить, что несвоевременное устранение таких физиологических особенностей может привести к картавости и другим дефектам речи в зрелом возрасте.

Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р»» (это больше похоже на хрип), то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой и в этом случает обязательно нужно обратиться к специалистам.

В случае если логопед не выявил никаких физиологических нарушений (это значит, что не требуются ни скобы, пластинки на зубы, не требуется подрезать ничего в ротовой полости, и не назначены никакие другие операции), а ребенок по-прежнему не выговаривает этот звук, следует прибегнуть к помощи простых, но эффективных упражнений.

Если вы хотите самостоятельно научить ребенка произносить звуки, то начните с себя. Старайтесь разговаривать четко и внятно, не глотайте окончания в словах и используйте больше проблемных для ребенка слов, например, трактор, корректор, пекарь, снегири и так далее. Детки очень хорошо запоминают «на слух», а ваше правильное произношение поможет им.

Упражнения, для правильного произношения буквы «Р»

1. Перейдем к практическим упражнениям. Купите ребенку машинку (трактор, экскаватор) или детский трехколесный мотоцикл и играйтесь с ним, издавая характерные звуки заведенного мотора. Кроме этого в игру можно пустить лошадок (так же предварительно купленных или нарисованных, без примера предмета ребенку просто будет не интересно выполнять упражнения), вместе с малышом издавайте звуки цокающей по гладкой поверхности лошади.

2. Для ребенка можно установить правило «перед едой чистить зубки языком». Все очень просто, попросите малыша открыть ротик и кончиком языка «протереть» внутреннюю сторону каждого зубика. Внимательно следите за тем, чтобы малыш не двигал нижней челюстью, иначе эффекта от упражнения не будет.

3. Показывайте друг другу язычки. Это тоже своего рода упражнения, просто садитесь с малышом и соревнуйтесь в высовывании языка. Если вы пообещаете ребенку сладкий приз после игры, то стараться он будет в два раза лучше. После упражнения обязательно погорите с ребенком на тему того, что играть в «язычки» он может только дома, потому что дразнить людей, показывая им язык, не красиво.

4. Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять регулярно до тех пор, пока речь ребенка не нормализуется, но кроме этого, доктора советуют тренироваться и на других не менее сложных для ребенка звуках (даже если с ними у малыша проблем нет), например, длительные «д» или «з». В комплексе с другими звуками ребенку будет легче выговорить сложную букву «р», а после первых успехов в произношении нужно начинать фонетические тренировки с помощью песенок и стихов.

5. До начала тренировки ребенку нужно показать правильную артикуляцию: попросите малыша поставить кончик языка у бугорков за зубками, боковые края нужно прижать к зубам и создавать вибрации с помощью напора выдыхаемого ребенком воздуха. В таком положении нужно повторять рифмующиеся строчки:

Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора;

Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро;

Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары;

Ри-Ри-Ри, прилетели снегири;

Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор;

Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.

6. После того как малыш закончит выполнять это упражнение, перейдите к следующему (предварительно, конечно, дайте малышу попить водички и немного передохнуть).

7. Это занятие базируется на частой тренировке кончика язычка с помощью быстрого повторения одного и того же звука. Для такого урока лучше выбрать буквы «т», «ж» и «д». В течении нескольких минут малыш должен произносить одну и ту же букву (например, т,т,т,т,т), после этого пусть старается произносить скороговорки, которые содержать в себе тяжелые для произношения звуки, что-то вроде этой – Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.

Все упражнения должны давать результат уже после полугода тренировок. Конечно, кроме самострельного лечения, неплохо было бы обращаться иногда и к врачу, пусть лучше квалифицированный доктор следит за процессом выздоровления. Если проблемой заниматься, то она обязательно исчезнет и малыш перестанет испытывать трудности в произношении буквы «Р».

7 комментариев

Спасибо за полезные упражнения.

Я логопед. Спасибо за идеи, но хочется уточнить некоторые не совсем верные моменты:
1) Прежде всего, название статьи не корректное. «Букву» выговаривать или не выговаривать нельзя, ее можно только видеть или писать. А произнести и услышать можно только звук. Так что речь идет о звуке «Р» (а заодно и «Рь»).
2) Не нужно идти «к доктору», речь не идет о болезни и «процессе выздоровления». Обратитесь к логопеду! Да, логопед сидит и в поликлинике, тогда он доктор. Но чаще всего логопед — это педагог. Обратитесь за консультацией и, если нужно, организуйте для своего ребенка занятия с помощью логопеда или займитесь сами.
3) Вариантами неверного произнесения звуков могут быть не только искажения (например, гортанное «Р» , как написано в статье), но и замены (вместо «Р» ребенок говорит «Л» или «Й») или пропуски звуков (вместо «дырка» говоря «дыка»).
4) Автор статьи пишет «Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р», то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой» — может быть, но чаще всего это не связано.
5) Причины неверного произнесения звуков разнообразны: это не только физиологические особенности строения языка, зубов, но и другие. Причем, на самом деле очень редко, когда реально понадобятся хирургические вмешательства, например, подрезание уздечки языка, так как все логопеды знают: при помощи специальных упражнений подъязычная уздечка растягивается!
6) Если Вы показали своему ребенку перед зеркалом, как Вы произносите какой-либо звук, а у ребенка по подражанию не получилось его повторить, то использовать трудные слова или скороговорки нельзя — так Вы только закрепите неправильное произнесение!
7) До начала тренировки, действительно, ребенку нужно показать правильную артикуляцию. Однако, в таком положении ни в коем случае не нужно повторять рифмующиеся строчки. Потому что основной логопедический принцип таков: подготовительный этап (привитие интереса ребенка к занятиям, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, иногда логопедический массаж), потом артикуляционные упражнения, потом вызывание изолированного звука, например, «Ррррр», потом тренировка «Порычи, как тигр, как трактор», потом длительная тренировка звука в слогах Ар, Ор, Ур, Ыр, Эр, Ра, Ро, РУ, Ры, Рэ, потом в простых словах типа «Пар», «Рак» и в слогах со стечением: «Кра», «Тра» и т.д. Только потом в предлагаемых автором статьи словосочетаниях. Тренировать можно только уже верно произносимый звук! И потом еще ведется работа по дифференциации звуков «Р» и «Л», так как ребенок начинает их путать. И только потом от ребенка можно требовать, чтобы он произносил данный звук в собственной речи, например, когда говорит «пРивет».
8) Если Вы решили заниматься сами, то сначала начинайте делать с ребенком артикуляционную гимнастику: упражнения для губ, щек, языка. Хорошо использовать для этого книжки с картинками типа «Тру-ля-ля для язычка». Полезно также делать с ребенком пальчиковую гимнастику, так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием артикуляционной.
9) Среди этих упражнений выделяются упражнения для разных групп сложных звуков: для «Р» и «Рь», для «Л» и «Ль», для свистящих «С», «Сь», «З», Зь» и «Ц» и для шипящих «Ш», «Щ», «Ж» и «Ч». Выберете те, которые нужны вашему ребенку. Заниматься постановкой всех звуков одновременно неправильно.
10) Для постановки звуков «Р» и «Рь» подходят упражнения «поцокай, как лошадка», «Красим языком нёбо», «Чистим зубки языком» — только не каждый зубик, а верхние зубки с внутренней стороны — все те упражнения, которые способствуют поднятию языка вверх и приклеиванию его к небу за верхними зубками.
11) Упражнение по частому произнесению «д-д-д-д», «з-з-з-з» или «ж-ж-ж-ж» хорошее, но никакой даже взрослый не согласится произносить это несколько минут.
12) Можно попробовать «завести мотор» — помочь ребенку почувствовать вибрацию кончика языка: попросите его произносить «д-д-д-д», при этом рот ребенка должен быть чуть приоткрыт, губы в улыбке, язык широкий. Под язык поместите чистый указательный палец ребенка или палочку с шариком на конце (у логопедов есть такой специальный шариковый зонд) и двигайте из стороны в сторону. Иногда у ребенка может получаться звук «Др». И это то, что нужно. Дальше закрепление «Др-р-р», которое постепенно перейдет в «Р». А потом по схеме: звук — слоги — слова — фразы — тексты — собственная речь.
И напоследок: у обычного ребенка 4 — 6 лет этап постановки звука «Р» на занятиях у хорошего логопеда занимает около 3 недель (при выполнении рекомендаций родителями дома), а дальше этап автоматизации, то есть введение звука в слоги, слова, фразы и т.д.
Занимайтесь, пробуйте. Удачи всем мамам и папам!

Благодарим вас за профессиональную оценку и полезные советы. Рекомендации настоящих специалистов очень ценны, как для нас, так и для посетителей нашего сайта.

Попробуйте 2 слова мне по могло до 7 класса не мог.ТЫ НЕ ФЫКОЛЬПНЕШЬ Я ФЫКОЛЬПНУ

Причём тут фыкольнешь? Тут реч идёт о произношении, о правильном произношении звука «Р»

Я считаю, что если в течении месяца логопед пе смог поставить вашему ребенку легкие звуки ш, например. То Р ставить нужно уже у друголо логопера.

Мне 36 лет я не могу выговаривать букву р, как мне быть?

Как быстро научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно в домашних условиях?

Становление речи – непростая задача, которую ребенок осваивает в возрасте от 2 до 4 лет. В этот период он учится понимать речь окружающих и пытается сам воспроизводить звуки родного алфавита. Как правило, 4-летние малыши уже выговаривают все звуки. Но часто им нелегко дается произношение звуков «л» и «р».

В логопедии они считаются довольно сложными, поэтому для их становления специалисты отводят еще 2 года. Если малышу не удается самостоятельно освоить их до 6 лет, то ему следует помочь. Существует несколько способов, как быстро научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях, не прибегая к помощи логопеда. При этом родителям важно запастись терпением и выдержкой, поскольку тренировки требуют постоянных усилий и немало времени.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

  • плохая подвижность языка;
  • аномальное строение подъязычной уздечки;
  • неправильный прикус;
  • слабо развитые мышцы щек и губ.

Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

  • аллергический ринит;
  • тонзиллит;
  • перенесенная ангина;
  • наличие аденоидов или полипов в горле;
  • парезы ЛОР-органов.

В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.
  • Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

    Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

    Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

    Упражнения для речевого аппарата

    В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р».

    Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

    • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
    • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
    • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

    Гимнастические упражнения для языка:

    1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
    2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
    3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

    Упражнения при короткой уздечке

    Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

      Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.

    При этом язык следует тянуть вверх, прилагая максимум усилий. Такое упражнение требует 5-6 повторений в день.

  • Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.
  • Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

    Дыхательные упражнения

    Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

    1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
    2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

    Автоматизация звука

    Закрепить произношение тяжелого звука «р» можно при помощи автоматизации, то есть его ежедневного проговаривания. В этом помогают стишки и скороговорки, которые следует выучить с малышом и повторять каждый день.

    Скороговорки

    Это особые предложения или несколько, в которых акцент ставится на трудновыговариваемом звуке. Лучше всего проговаривать скороговорки перед зеркалом. Так малыш будет видеть, как ему правильно ставить язычок или растягивать губки, чтобы звук получался чистым. Примеры скороговорок на «р»:

    1. Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
    2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
    3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
    4. Испугался Рома грома, заревел он громче грома. От такого рева гром, притаился за бугром.

    Скороговорки на «р»

    Сначала можно произносить скороговорки медленно. Потом следует убыстрять темп, чтобы звук произносился автоматически.

    Стишки

    Стишки помогают малышу закрепить выученную «р» и применять ее в разных словах. При этом важно начинать с небольших легких стишков:

    • ру-ру-ру – ходил я к повару;
    • ро-ро-ро – красивое перо;
    • ри-ри-ри – делим все на три;
    • ра-ра-ра – высокая гора.

    Если малыш освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:

    В небе гром, гроза.

    Дождь прошел. Трава блестит,

    В небе радуга стоит.

    Стихи и загадки на букву Р

    Кар! – кричит ворона. – Кража!

    Караул! Грабеж! Пропажа!

    Вор прокрался утром рано!

    Брошь украл он из кармана!

    Карандаш! Картонку! Пробку!

    И красивую коробку

    — Стой, ворона, не кричи.

    Не кричи ты, помолчи.

    Жить не можешь без обмана

    У тебя ведь нет кармана.

    — Как! – подпрыгнула ворона

    И моргнула удивленно.

    — Что ж вы раньше не сказали!

    Караул! Карман украли!

    Шел Егор через бор,

    Видит, вырос мухомор.

    — Хоть красив, а не беру,—

    вслух сказал Егор в бору.

    — Верно ты сказал, Егор! —

    так ему ответил бор.

    Потерялась буква Р.

    Где? В трамвае, например.

    Или мы ее вчера

    Не забрали со двора?

    Уронили в гастрономе,

    Не нашли за дверью в доме?

    Или спрятали (проверьте!)

    В распечатанном конверте?

    Приведет нам букву Р?

    Но сказала громко Маша:

    — Отыскалась буква наша!

    Посмотри, как просто это:

    Рыба! Рак! Рука! Ракета!

    На парад идет отряд.

    На парад идет отряд.

    Барабанщик очень рад.

    полтора часа подряд.

    Мягкая «р»

    Часто родители предлагают малышу сказать слово «рак» или «рыба». Но в этих словах звук твердый. Легче всего выговорить мягкую «р». Она присутствует в словах «рябина», «царь», «ребенок», «посмотри» и прочих. Пусть малыш для начала попытается проговаривать подобные слова, тогда твердый звук ему будет даваться проще.

    Почему дети часто не выговаривают звук Р

    Ирина, При произнесении твердого звука [Р] рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широкие и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка неплотно прилегает верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Она должна быть сильной направленной.
    При произнесении мягкого звука [Рь] средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Кончик языка находится немного ниже, чем при произнесении твердого звука. Задняя часть спинки языка продвигается вперед.
    Примерный комплекс артикуляционных упражнений:
    «Лошадка»
    Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
    «Маляр»
    Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
    Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
    «Грибок»
    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
    «Гармошка»

    Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

    «Фокус»
    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
    «Индюк»
    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
    «Чистим зубки»
    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
    Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Как научить ребёнка говорить букву «р»

    Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».

    Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти?шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

    Почему рычать трудно

    Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

    • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
    • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

    Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

    Что мешает произнести букву «р» правильно

    Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

    1. Короткая подъязычная связка

    Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

    2. Нарушение фонематического слуха

    Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

    Иногда развитие фонематического слуха задерживается из?за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

    3. Неправильное речевое дыхание

    Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто?то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

    4. Глубокий прикус

    При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

    Как коверкают букву «р»

    На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по?научному ротацизма:

    • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
    • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что?то похожее на «рль».
    • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
    • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
    • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что?то похожее на «тпру».
    • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
    • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

    Какие упражнения можно делать дома

    Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из?за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

    • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
    • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
    • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

    А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

    Артикуляционная гимнастика

    Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

    1. Качели

    Широко открываем рот и болтаем языком вверх?вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

    2. Кукушка

    Рот по?прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

    3. Маляр

    Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

    4. Лошадка

    Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

    4. Угощение

    Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

    5. Котёнок

    Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

    6. Гармошка

    Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

    7. Молоточек

    Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

    Упражнения на постановку звука «р»

    Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

    1. Барабан

    Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

    2. Жужжалка

    Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

    3. Змейка

    Несколько раз повторяем звук «с?с?с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

    4. Индюк

    Высовываем широкий язык и выполняем движения взад?вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

    5. Комарик

    Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

    6. Моторчик

    Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад?вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

    Закрепление результата

    Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

    • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
    • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра?дро?дру», «тра?тро?тру».
    • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра?ро?ру».
    • Переходим к обратным слогам «ар?ор?ур», а также к положению «р» между гласными — «ору?ура?ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
    • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
    • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

    Когда отвести ребёнка к логопеду

    Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

    Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх?четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: