Дороги, шум и инфаркт связаны

Резюме. Усиление шума возле дома на 10 децибел повышает риск развития инфаркта миокарда в течение ближайших 10 лет на 12%

Шум дорожного движения значительно повышает риск развития ишемической болезни сердца (ИБС) и инфаркта миокарда (ИМ). Причем, чем сильнее шум, тем выше риск. Усиление шума возле дома на 10 децибел повышает риск развития ИМ в течение ближайших 10 лет на 12% — к такому выводу пришла группа датских исследователей под руководством Мете Соренсена (Mette Sorensen) из Датского общества рака (Danish Cancer Society). При этом риск развития ИМ с летальным исходом повышается на 25%. Высокий уровень загрязнения воздуха выхлопными газами и мелкодисперсными частицами (пылью) является дополнительным неблагоприятным фактором, влияющим на работу сердца.

«Шум вызывает стрессовую реакцию организма, сопровождающуюся повышением активности симпатической нервной системы, что приводит к повышению артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и спазму сосудов — это основной механизм, связывающий шум с ИБС и ИМ», — комментируют полученные результаты исследователи. Кроме того, влияние шума на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему приводит к повышению уровня кортизола в крови.

Шум в ночное время особенно вреден для здоровья. Нарушая сон, он провоцирует метаболические и эндокринные проблемы, ослабляет иммунитет.

Такие выводы были сделаны командой М. Соренсена по результатам анализа данных популяционного исследования, охватившего 50 614 жителей Копенгагена в возрасте 50–64 лет, которые на начало исследования не имели патологии коронарных артерий и онкологических заболеваний. За период наблюдения (в среднем 9,8 лет) у респондентов зарегистрировано 1600 первичных случаев ИМ (документально зафиксированы). Воздействие дорожного шума и загрязнения воздуха оценивалось с учетом места проживания участников исследования.

Для оценки связи дорожного шума и случаев ИМ использовали регрессивную модель Кокса с поправками на загрязнение воздуха и другие факторы, которые потенциально повышают риск возникновения сердечно-сосудистой патологии (возраст, пол, образование, образ жизни, курение и т.д.).

Установлено, что в исследуемом диапазоне шумов (42–84 децибел) есть линейная зависимость между уровнем дорожного шума и риском развития ИМ — увеличение шума на 10 децибел связано со статистически значимым повышением риска ИМ на 12%.

Анализ 331 случая ИМ с летальным исходом показал, что их коэффициент на каждые 10 децибел дорожного шума у места проживания составил 1,25 (95% доверительный интервал 1,07–1,46).

Дорожный шум повышает риск инфаркта миокарда

Немецкие ученые из Дрезденского технического университета изучили, как шум от различных видов транспорта влияет на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Оказалось, что наибольшую опасность для сердца представляет шум автомобильных дорог.

В рамках этого исследования были проанализированы данные жителей густонаселенного региона Рейн-Майн, возраст которых составлял более 40 лет. Отделив их от воздействия шума автомобилей, поездов и аэродромов, ученые обнаружили связь между адресом проживания таких людей и смертностью от инфаркта миокарда за 2014-2015 годы.

Как выяснилось, самый меньший риск сердечного приступа обнаруживается у тех, кто слышит шум самолетов — по предположениям ученых, причина в том, что, в отличие от шума автомобилей и поездов, шум самолетов не сохраняется на уровнях выше 65 децибел.

Эксперты предполагают, что полученные результаты анализа говорят о том, что шум от дорожного транспорта не только является причиной зарождения предрасположенности к сердечному приступу, но и влияет на его развитие, и необходимо принять соответствующие меры по предотвращению шума транспорта.

Децибелы, которые мешают нам жить

ВОЗ признала шумовое загрязнение одним из ключевых факторов риска. Почему же человечество страдает от шума, но и существовать в тишине не способно, выяснял «Огонек».

Штраф 68 евро за «громкий, продолжительный лай» грозит теперь владельцам собак в городке Фекьер на севере Франции. О строгой мере в борьбе c «нарушителями покоя», принятой в местечке, где, согласно последней переписи, живут 1482 человека (число собак не уточняется), рассказали на прошлой неделе ведущие французские издания, в том числе Le Monde, Le Figaro, Le Parisien, в соседней Британии — The Telegraph и BBC, а также Fox News — по другую сторону Атлантики. Тема, как видно, животрепещущая. Вдобавок инициатива вызвала в городке спор.

Мэр Фекьера, к примеру, взялся объяснять, что шаг вынужденный (ему, мол, поступали жалобы горожан на хозяев «безостановочно лающих» псов), и призвал к ответственному поведению: «Решили завести собаку — воспитывайте!» Зоозащитники решение городской власти раскритиковали и грозят опротестовать в суде. А пока выступили с заявлением: «Так можно штрафовать и за колокольный звон по воскресеньям!»

Такого рода штрафы, впрочем, уже существуют. Скажем, в американском Фениксе (штат Аризона) на церковные колокола наложен ряд ограничений: звон не может быть громче 60 децибел, дольше двух минут, при этом разрешен он только по воскресеньям и в некоторые праздники. Местные религиозные общины не первый год судятся из-за этих ограничений с властями, но безуспешно.

Впрочем, это скорее курьезы: борьба с невоспитанными собаками или колокольными децибелами сродни стрельбе из пушек по воробьям. Прежде всего потому, что большая часть человечества давно уже живет в условиях шумового загрязнения, с которым отдельными запретами и штрафами не справиться. Причем началось это даже не при царе Горохе.

— Проблема избыточного шума появилась, вероятно, с заселением первых городов — а это шумерская цивилизация, III тысячелетие до нашей эры,— констатирует российский исследователь звуковых сред Глеб Глонти.— При Юлии Цезаре, например, в борьбе с шумом вводились ограничения на въезд телег в Рим в ночное время… В принципе, шум — прямое следствие урбанизации и технического прогресса. Но вот парадокс: сегодня мы все энергичнее боремся с шумом, однако и тишина современному человеку не подходит.

Чтобы определить параметры этого парадокса, ВОЗ недавно выпустила документ под названием «Руководство по вопросам шума в окружающей среде», правда, пока только по Европейскому региону. Предыдущий подобный документ, посвященный проблеме шумового загрязнения, вышел более 15 лет назад. Необходимость нынешнего, где взят на вооружение новый подход, ВОЗ объясняет «серьезной озабоченностью» проблемой, которая давно перестала быть локальной. По мнению экспертов организации, шум сегодня — один из ключевых факторов риска для здоровья человека, и это требует решений как на национальном, так и на международном уровне.

Начать с того, что эксперты констатируют: по аналогии с воздухом и водой окружающая нас звуковая среда также может быть подвергнута загрязнению, отсюда термин — «шумовое загрязнение», где под шумом понимаются звуки, вызывающие неприятные ощущения. К его основным источникам в Европе ВОЗ относит транспорт (автомобильный, железнодорожный, воздушный), ветряные турбины и… развлекательные мероприятия, в их числе — футбольные матчи и клубные вечеринки. В зоне наибольшего риска — население городов.

Причем в городах Центральной и Восточной Европы эта доля выше, чем в Западной. Более того, каждый пятый европеец страдает от воздействия шума выше 65 децибел в дневное время, больше трети — свыше 55 децибел по ночам.

Установлено: чтобы выспаться, ночью в спальне уровень звука не должен превышать 30 децибел. А, к примеру, высокая производительность, идет ли речь о занятиях в школе или работе в офисе, возможна там, где этот показатель не выше 35 децибел.

— Уровень звука выше 40 децибел влияет на глубину сна, выше 50 — увеличивает частоту дыхания и пульса, при 60 нарушается сон, при 70 — сужаются кровеносные сосуды,— объясняет действие шума на организм человека профессор Университетского колледжа Лондона Дипак Прашер.

Почему человечество устало жить быстро

Мало того, постоянное пребывание в шумной обстановке способствует высвобождению гормона стресса — кортизола, который повреждает кровеносные сосуды. Исследования показывают: шумовое загрязнение может вести к депрессии, потере слуха, ожирению, диабету, гипертонии, вплоть до инфаркта и инсульта. Шум влияет на когнитивные способности, особенно у детей. Группа исследователей из Университета Майнца (ФРГ) выяснила: шумовое воздействие негативно отражается на детском развитии, прежде всего внимании, памяти, навыках чтения.

— Последствия шумового загрязнения остаются недооцененными,— считает профессор Прашер.— То, что люди не высыпаются из-за шумового воздействия, снижает уровень производительности труда, увеличивает риск ДТП. Заболевания, вызванные шумовым загрязнением, ведут к росту расходов на здравоохранение.

Ежегодно в Европе в среднем насчитывают около 43 тысяч случаев госпитализации из-за воздействия шума, а умирает от негативного влияния шумового загрязнения около 10 тысяч человек. Если же взглянуть на ситуацию экономически, то потери от шумового загрязнения в Европе составляют от 0,2 до 2 процентов ВВП в год.

Шумовое загрязнение, обращают внимание в ВОЗ, распределяется неравномерно: сказывается неравенство в доходах. Как это понимать? Все просто: обеспеченные люди, как правило, живут в более тихих районах города или в благополучных пригородах. Бедные — в более шумных местах: вблизи автострад, железных дорог, промзон. Они не могут позволить себе жилье с качественной звукоизоляцией. Дальше — по накатанному: недосыпание из-за шума ведет к низкой производительности и ухудшению здоровья, тратам на медуслуги, лекарства. То есть бедные становятся беднее.

В числе приоритетов — диагностика, то есть составление так называемых шумовых карт районов и разработка на их основе программ по снижению шума.

— Технически это так: на определенной местности с помощью множества датчиков в течение длительного времени измеряется уровень шума,— рассказывает Ксения Майорова из Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского НИУ ВШЭ.— Исследование должно отражать не только смену дня и ночи, а значит и различные источники шума, но и сезонные колебания, в идеале — многолетние.

Подобные измерения требуют серьезных ресурсов: оборудования, специалистов — инженеров, аналитиков, картографов, экологов. Нужно подключать и местное население, без которого часто источники шума не выявить.

Разработка на основе полученных данных мер по снижению шума тоже стоит недешево. Это и создание «зеленых зон», поглощающих шум, и ограничение автодвижения, и переход на электротранспорт. В целом борьба с шумом предполагает новый подход к городскому планированию и строительству. Есть и футуристические проекты вроде французской разработки Soundscraper, которая представляет собой небоскреб, устроенный так, что способен поглощать шум и преобразовывать его в электроэнергию. Пока, впрочем, лишь на бумаге.

Понятно, что тон в борьбе с шумом задают страны, у которых на это есть средства. В лидерах — Западная Европа и Северная Америка. Но их успехи объясняются не только госполитикой и городским управлением, важно гражданское самосознание. Так, по данным Евробарометра, свыше 10 процентов жителей ЕС относят шумовое загрязнение к числу важнейших проблем экологии. Иллюстрацией к такому подходу стал Всемирный день без автомобиля, с инициативой проведения которого в середине 1990-х выступили Рейкьявик, Лондон и Париж. Поначалу акцию связывали с борьбой за чистый воздух, теперь все больше понимания, что это еще и борьба с избыточным шумом.

На самом деле, каждый может внести свой вклад в снижение шумового загрязнения. Так, группа французских и бельгийских специалистов разработала приложение NoiseTube — оно превращает смартфон в шумомер. А собранные с множества устройств данные (big data) позволяют составлять шумовые карты отдельных районов и всего города.

Что касается России, то для нас тема шумового загрязнения в новинку. Хотя проблема избыточного уровня шума в городах не только занимает урбанистов, но и признается официально. Так, в последнем докладе Минприроды о состоянии окружающей среды в РФ (за 2017 год) отмечается возрастающая шумовая нагрузка в городах. Увы, без конкретики.

Как мир переживает эпидемию одиночества

Роспотребнадзор, в свою очередь, отчитался (тоже пока за 2017-й), что зарегистрировал свыше 24 тысяч жалоб на шум. Самые активные жалобщики — из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Московской и Самарской областей. В отчете сообщается: «Основными являются жалобы граждан, проживающих на 1-х и 2-х этажах жилых домов, на акустический дискомфорт от систем вентиляции и холодильного оборудования предприятий сферы обслуживания, торговли, общественного питания (встроенных или пристроенных к жилым домам), на шум от звуковоспроизводящей и звукоусиливающей аппаратуры, шум и вибрацию при работе отопительного оборудования и лифтов в жилых домах, шум от транспорта». Указаны и причины — это «недостаточность шумозащитных мероприятий» на стадии проектирования, монтажа и «неудовлетворительный контроль» за эксплуатацией оборудования.

Вместе с тем проблема шумового загрязнения фиксируется и на обывательском уровне. Опрос ФОМа показал: почти 40 процентов россиян обычно не высыпаются. На вопрос, что мешает спать, почти каждый пятый ответил: шум.

Специалисты по шуму: «Большинство петербуржцев живет в ненормальных акустических условиях»

Что русскому нормально, то европейцу – шум. Запад вовсю более шумофобией с 2002 года, когда каждый город с населением свыше 100 тысяч человек обязали иметь карту шума. Обновляя схемы стука, свиста и шуршания шин каждые пять лет, европейцы работают над шумозащитой существующих объектов и строят новые по-тихому, не превышая нормативов. Попытки спасти уши жителей городов и мегаполисов были и в России . Венцом борьбы с отечественным гамом стала шумовая карта Санкт- Петербурга .

ЧЕРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ

Карту шума специалистам Военмеха десять лет назад заказал Комитет по градостроительству и архитектуры в рамках работы над Генпланом. До этого – да и после – карт целого города в нашей стране не создавали. На бумаге показали всю акустическую обстановку Петербурга, с градацией по уровню шума и по его источникам. В основу работы положили программу, разработанную европейцами специально для таких схем.

– Карта создавалась расчетным путем, – рассказывает руководитель группы по созданию карты, доктор технических наук, профессор Балтийского государственного технического университета имени Устинова Николай Иванов . – Чтобы охватить всю территорию города, пришлось поделить его на ячейки 50 на 50 метров и произвести расчеты в 780 000 точек. Это заняло около полутора лет.

Специалисты выяснили, что на 70 процентах территории города превышены нормы по шуму. А значит, абсолютное большинство петербуржцев живет в ненормальных акустических условиях.

– Тогда полученные нами данные с пользой не использовали, – вздыхает Николай Иванов. – Обнародована карта не была. Может, испугались, что народ начнет писать жалобы.

И хотя новых расчетов с тех пор не проводили, специалисты считают, что превышение уровня шума по-прежнему охватывает примерно 70 процентов города на Неве .

– Центр как был черный (то есть самый шумный. – Прим. ред.), так и остался: это Центральный, Адмиралтейский, Фрунзенский, Василеостровский районы, – отмечает Иванов.

– С другой стороны, в тех пор произошло перераспределение, – добавляет один из создателей карты, профессор Александр Шашурин . – Кольцевая заработала полностью, открыли ЗСД. Они разгрузили город. Конечно, на ЗСД в каких-то районах жалуются, но все-таки он весь в шумозащитных экранах. Крупные промышленные предприятия, которые тоже являются источниками шума, стараются выносить из города. Открылся Ладожский вокзал, который разгрузил Московский.

Правда, все «утихомиривающие» подвижки сводит на нет рост числа автомобилей.

ДЕНЬ, НОЧЬ И ВЕЧЕР

То ли дело в Европе , где карту шума считают обязательным атрибутом города любой цивилизованной страны. Если у нас перед тем, как построить какой-то объект, приходится считать и мерить, то соседи просто заглядывают в схему и сразу понимают, как лучше спроектировать район и какие защитные конструкции понадобятся.

– Время у них разбито не просто на день и ночь, но выделяют и вечер, нормы к которому более жесткие, чем днем, – объясняет Иванов. – Чтобы люди могли отдохнуть

Жилую застройку делят на категории: рядом с источником шума (той же автодорогой), чуть дальше и так называемая «тихая застройка». Для каждой категории – свои нормативы.

– Это очень влияет на престижность жилья, – рассказывает Александр Шашурин. – Покупая квартиру у автострады, человек понимает, что нормы по уровню шума там менее строгие. Но и стоит такая квартира меньше.

Кстати, в России одни из самых жестких норм по шуму в мире. Но работают они со скрипом.

– Иногда очень строгие нормы приносят людям вред, создавая излишние иллюзии и обман, – считает Иванов. – Вроде, эти нормы надо соблюдать, но все закрывают глаза на их несоблюдение. Потому что соблюсти их или слишком дорого, или вообще невозможно.

Немудрено, что после заселения очередной новостройки у кольцевой или у Пулково начинаются жалобы на шум.

– На Невском щиты не поставишь, а звукоизолирующее остекление все равно не доведет показатели до нормы, – отмечает Иванов. – В Европе прописали в законе: никто не несет ответственности за сегодняшнее состояние шума. То есть карты лишь фиксируют ситуацию и позволяют городам, по возможности, потихоньку приводить себя в порядок. А вот если строите что-то новое, уже после появления в городе карты, – будьте любезны не превышать.

В УШАХ ЗВЕНИТ, В ГРУДИ КЛОКОЧЕТ

Но почему в условиях, когда яблоки «пластмассовые», воздух отравленный, а информационный поток мутный, в продвинутой Европе так ценят тишину? По мнению врачей, жизнь в шуме может быть существенно короче.

– Шум способствует нарушению сна, развитию инфаркта миокадра, снижению обучаемости и появлению звона в ушах, – отмечают в Европейском бюро ВОЗ. – Он увеличивает риск сердечнососудистых заболеваний и высокого кровяного давления. В Европе среди всех негативных факторов окружающей среды шум является причиной бремени болезней, которое по масштабности уступает лишь бремени болезней в результате загрязнения воздуха.

По подсчетам специалистов, в год от шума погибает… 50 000 европейцев: это инфаркты, связанные с резкими звуками. Инфаркты еще у 200 000 человек летальным исходом, к счастью, не заканчиваются.

– Может, для 500-миллионной Европы эти цифры и не очень большие, – говорит Иванов. – Но тревожные.

При этом не все шумы одинаково вредны. Они делятся и по источникам (авиация, железная дорога, автомобили, общественный транспорт, промышленность, водоемы), и по частоте.

– Поезд проехал – и тишина, у слуховых анализаторов есть возможность частично восстановиться, – объясняет Иванов. – Непрерывный шум от автодорог более вреден. Другое дело, если мчится высокоскоростной состав: чем шум более высокочастотен, тем неприятнее он для организма. Свисты ТЭЦ , например, вредны безумно.

Конечно, привыкнуть можно ко всему. Вот только то, что человек уже не замечает гудящее под окном шоссе, действие шума на здоровье не отменяет.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Что делать? Санитарных норм – признаться, очень подробных и всеохватывающих – россиянам, уверены специалисты по шуму, недостаточно. А следом за законом хромает и его реализация.

– Есть тихий асфальт, в который добавляют резиновую крошку, – рассказывает Иванов. – Правда, снижение уровня шума он дает небольшое. Шлифуют рельсы, чтобы они становились более гладкими. Но, как правило, меры в источнике шума малоэффективны.

Даже если подложить под шпалы амортизаторы, автомобили заменить электрокарами, а дома строить с звукозащищенными фасадами, аэродинамический шум – тот, что возникает от «трения» транспорта о воздух, – останется.

– Поэтому снижать шум нужно комплексно: в источнике, на пути распространения и в защищаемом объекте, – подытоживает Шашурин. – А какими способами – это уже вопрос цивилизационный.

Громкая музыка доводит до инфаркта

Город полон всевозможных опасностей. Одна из наименее видимых на первый взгляд, но прекрасно всеми нами осознаваемая, — это опасность экологическая. Загрязнение воздуха промышленными предприятиями и выхлопами автомобилей, ухудшение качества воды и продуктов — общеизвестные минусы проживания в большом городе. Однако есть и менее очевидные угрозы для здоровья.

Немецкие ученые Института акустики утверждают, что многие болезни, которыми страдают жители мегаполисов, являются результатом повышенного шумового фона, под воздействием которого мы все постоянно находимся. Безусловно, один поход на концерт или в ночной клуб не сделает из вас инвалида. Гораздо опаснее постоянный шум, от которого мы никак не можем избавиться. Шум имеет пролонгированные последствия. Заболев, мы можем даже не догадаться, что одной из причин недуга стал включенный на полную мощность звук телевизора, громкая музыка в машине, соседская дрель за стеной и мерный гул автомобилей под окном.

Биргит Мацурек, один из ведущих врачей немецкого медицинского центра, в котором занимаются исследованием шумового воздействия на здоровье человека, утверждает, что высокий шумовой фон может привести к скачкам кровяного давления и ускорению частоты пульса. Мацурек говорит, что предельно допустимая шумовая норма – это 85 децибел, в то время как средний шумовой фон на дискотеке или в ночном клубе составляет 120 децибел. Примерно столько же ударяет по нашим барабанным перепонкам, когда мы слушаем музыку в плеере. И казалось бы, вполне невинное развлечение — прослушивание музыки в транспорте и прочих общественных местах через наушники может серьезно повредить здоровью. В первую очередь это касается детей и подростков.

Некоторые исследователи считают, что даже 85 децибел – это слишком много для человеческого уха. Бригитта Шульте-Форткамп из немецкого Института акустики уверяет, что любой шум выше 65 децибел повышает риск инфаркта на 20%.

В Германии с вредным влиянием шума на организм человека пытаются бороться. В специализированных институтах ведутся исследования по тому, какой уровень шума нейтрален для человека и как можно добиться поддержания такого уровня. Немецкое государство выделяет на эти разработки миллионы евро. Каждый год 20 апреля проводится День борьбы с шумом. В России ситуация еще сложнее. Несмотря на то что наши экологи также осведомлены о вреде шума, их ресурсы и возможности намного ниже. А ведь, если верить немецким врачам, это может быть одной из причин того, что число умирающих от инфаркта, в том числе и в нашей стране, продолжает расти.

Дороги шум и инфаркт связаны

При возникновении недостаточности аортальных клапанов диастолический шум первоначально отличается нежным тембром, для выявления его необходима внимательная и тщательная аускультация. Физическая нагрузка обычно не помогает выявлению этого шума в противоположность начальному шуму митрального стеноза, усиливающемуся после нагрузки. Лучшему выявлению шума способствует задержка дыхания в фазе выдоха. Улавливается этот шум лучше всего в точке Боткина, иногда несколько ниже — в IV межреберье. Позже он начинает выслушиваться во II правом межреберье (И. X. Гольбрайх, 1941) и распространяется вниз к верхушке сердца. Иногда точка Боткина так и остается местом наибольшей громкости диастолического шума.
Появление диастолического шума может отмечаться уже во время суставной атаки ревматизма, однако чаще он обнаруживается через несколько месяцев после нее, реже — по истечении года и даже двух лет (И. X. Гольбрайх).

В случаях прогрессирования процесса деформация клапанного аппарата может усилиться и сопровождаться стенозом в более выраженной степени, который также чаще комбинируется с недостаточностью аортальных клапанов. Реже и обычно в меньшей степени поражаются клапаны правого сердца.

При одновременном наличии недостаточности двустворчатого и трехстворчатого клапанов систолический шум иногда может раздваиваться. Это бывает при несогласованности в работе правого и левого сердца и, как отметил Ф. И. Пастернацкий, недостаточность обоих клапанов может выразиться не одним одновременно развивающимся шумом, а двойным.

К образованию шумов приводят аневризмы клапанов, стенок сердца, аорты. Л. Б. Бухштаб на IX Всесоюзном съезде терапевтов сообщил об особых протяжных музыкальных систолических шумах, которые наблюдались у двух больных после инфаркта миокарда; существование их он объяснил наличием аневризмы сердца. О 5 подобных случаях пишет Я. Ю. Шпирт. У ряда таких больных музыкальные шумы у верхушки сердца обнаруживались З. М. Волынским (1949).

Еще в 1903 г. Л. В. Попов обратил внимание на то, что в случаях аневризмы сердца могут отмечаться не только одинарные, но и двойные шумы, особенно если аневризма располагается у верхушки сердца. Аневризма небольших размеров может вовсе не давать шумов, а если и бывает шум, то систолический. При увеличении аневризмы он может стать двойным.

При разрыве аневризм клапанов, аневризм межжелудочковой перегородки, створок клапанов, отрыве папиллярных мышц или сухожильных нитей шумы возникают внезапно. Иногда эти шумы слышат больные (Г. Вакез, 1927). В зависимости от степени разрушения, размеров дефекта шумы могут быть самых разнообразных оттенков и силы.

Если инфаркт миокарда поразил папиллярные мышцы, может возникнуть систолический шум. Он часто бывает мезосистолическим. В начале систолы мышцы еще сдерживают створки клапана, но в дальнейшем пораженная папиллярная мышца не выдерживает внутрижелудочкового давления, клапан подается в сторону предсердия, становится недостаточным, вследствие этого в середине систолы появляется шум (Л. Ф. Дмитренко, 1935).

Инфаркт межжелудочковой перегородки может привести к ее разрыву. При этом внезапно возникает грубый, заполняющий всю систолу шум одновременно с систолическим дрожанием грудной стенки, особенно в области нижней части грудины. Состояние больного вследствие острой недостаточности правого желудочка резко ухудшается (Э. М. Гельштейн, 1951; В. А. Зарифьяи 1949). Иногда этот апертальный шум лучше выслушивается на верхней трети грудины или слева в области III—IV межреберий (Б. М. Дейч, 1927).

Подобный грубый систолический шум появляется при редком осложнении инфаркта миокарда — отрыве папиллярной мышцы. В этих случаях шум бывает особенно грубым, выслушивается ближе к верхушке сердца; у больного преобладают симптомы недостаточности левого желудочка — застойные хрипы в легких, приступы сердечной астмы (Э. М. Гельштейн, 1951).

Шумы могут возникать при разрывах (надрывах) восходящей части аорты. Устье аорты расширяется, образуется недостаточность клапанов, может появиться расслаивающая аневризма аорты с систолическим и диастолическим шумами в ряде случаев (Вильк, 1950).

Частой причиной шумов, возникающих в сердце и крупных сосудах, является шероховатость стенок кровеносных полостей сердца и сосудов, обычно развивающаяся вследствие атеросклероза. Понятно, что вихреобразовательная роль этих шероховатостей тем больше, чем они крупнее и чем ближе расположены к местам быстрого течения крови.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: