Семга защитит мозг от инсульта

Насыщенная жирными кислотами Омега-3 диета снижает тяжесть повреждения мозга после инсультов. К такому выводу пришли исследователи из Канады.

Ясна Криз и Фредерик Калон из Universite Laval установили, что жирные кислоты Омега-3, которые во множестве встречаются в таких рыбах, как лосось или семга, снижают тяжесть последствий инсульта. Кровоизлияние в мозг может привести к тяжелейшим поражениям мозга, способным вызывать частичный или полный паралич, а также смерть пациента.

В целом, жирные кислоты Омега-3 снижали тяжесть инсульта на 25%. Эта связь была замечена у лабораторных мышей, которых ежедневно кормили специально подобранной пищей. У тех грызунов, что в течение трех месяцев получали Омега-3, последствия инсульта были менее тяжелыми, чем у тех, кто находится на обычной диете.

Ученые заметили у мышей из первой группы снижение концентрации молекул, стимулирующих воспаление тканей, что приводило к появлению большего числа молекул, предотвращающих активацию процесса клеточной смерти.

«Это первая убедительная демонстрация мощного противовоспалительного эффекта жирных кислот Омега-3 в мозге, — утверждают исследователи. — Данный эффект является результатом замещения молекул в оболочке нейронного отростка. Кислоты Омега-3 частично заменяют арахидоновую кислоту, которая обладает мощными противовоспалительными качествами». По мнению ученых, потребление жирных кислот Омега-3 создает противовоспалительную и нейропротективную среду в мозге, которая смягчает повреждения, вызываемые инсультом.

“Cнотворное” для сусликов поможет защитить мозг от инсульта

Ученые из нескольких исследовательских институтов США определили, какие вещества защищают нервные клетки тринадцатиполосного суслика (Ictidomys tridecemlineatus) от недостатка питания и дыхания во время спячки. Они показали, что аналогичные молекулы могут оказать помощь пережившим ишемический инсульт, так как их нейроны находятся в похожих условиях. Соответствующая статья опубликована в The FASEB Journal.

Для клеток головного мозга условия, в которых они находятся во время спячки их владельца, и условия, возникающие после ишемического инсульта, во многом схожи. В обоих случаях нейронам не хватает питания — глюкозы и средства его переработки — кислорода. Как выяснилось в предыдущих работах того же коллектива, у тринадцатиполосного суслика в мозге во время спячки активируется процесс сумоилирования различных белков. Во время него специальные ферменты “навешивают” на другие белки метки, сокращенно называемые SUMO. Это мечение кардинально меняет обмен веществ в затронутых нервных клетках. Поэтому авторы предположили, что сумоилирование — один из способов сохранить нейроны в условиях нехватки питания.

Следующим шагом было выявление механизмов, позволяющих сделать процесс сумоилирования более интенсивным. И один такой был найден. Дело в том, что определенные ферменты прикрепляют SUMO к белкам, а другие — снимают. Одна из таких тормозящих сумоилирование молекул — SUMO-специфичная протеаза 2. Авторы сконцентрировались на способах снижения ее активности.

Исследователи проанализировали строение 4 000 различных молекул с помощью специальных алгоритмов и выделили среди них несколько веществ, блокирующих работу SUMO-специфичной протеазы 2. Они оказались эффективными не только в теории, но и на практике. После введения этих блокаторов в головной мозг лабораторных мышей нейроны этих грызунов лучше переносили нехватку глюкозы и кислорода.

Конечно, найденные вещества еще рано называть лекарствами. Они должны пройти доклинические (на животных) и клинические испытания, чтобы ученые получили доказательства их эффективности и безопасности для человека. Меж тем, проблема ишемического инсульта стоит очень остро. В одной только России каждый год им заболевает почти полмиллиона человек. Ишемический инсульт в нашей стране — вторая по распространенности причина смерти после инфаркта миокарда.

Лучшие продукты при инсульте

Омега-3 относятся к незаменимым полиненасыщенным жирным кислотам. Это значит, что они не синтезируются в человеческом организме и должны поступать из окружающей среды с продуктами, содержащими эти соединения в достаточном количестве. Таким образом можно обеспечить не только их суточную потребность, но и восполнить дефицит.

К классу омега-3 относятся три вида жирных кислот: линоленовая, эйкозапентаеновая и докозагексаеновая. Все они могут быть растительного и животного происхождения. Больше всего линоленовой кислоты содержится в семенах льна. Источниками двух остальных кислот являются морская рыба, лососевые, тунец и сардина. Суточная необходимость в омега-3 кислотах равняется в 1-2 грамма, что зависит от общего состояния организма и заболеваний, имеющихся у человека.

Поэтому потребность в полиненасыщенных жирных кислотах существенно возрастает при таких состояниях:

Общем и локальном атеросклерозе сосудов;

Нарушениях мозгового кровообращения;

Ишемической болезни сердца;

Болезни Альцгеймера и демиелинизирующих заболеваниях;

Сниженной температуре окружающей среды;

Интересные эксперименты и исследования удивительной пользы омега 3 при инсульте

Самое главное значение в плане потребности организма в липидах принадлежит их балансу. Сегодняшняя ситуация в этом отношении обстоит так, что в нашем организме постоянно существует яркий дисбаланс между омега-6 и омега-3 кислотами. Для нормального протекания обменных процессов их соотношение должно составлять 2:1. Срыв этого показателя в сторону повышения омега-6 может привести к плохим последствиям, в то время как омега-3 способно устранить их.

Селедка снижает риск инсульта

Стокгольмскими учеными Каролинского института установлено, что двух-трех разовое использование рыбы за неделю в качестве пищевого продукта существенно снижает риск возникновения инсульта и расстройств мозгового кровообращения.

По утверждению авторов этой работы подобные эффекты рыбных продуктов возможны за счет высокого содержания в них омега-3 жирных кислот. Эти соединения благотворно влияют на липидный обмен за счет снижения процентного соотношения холестерина крови, который лежит в основе поражения сосудов и артериальной гипертензии. Получить такое заключение удалось на основании 15 крупнейших исследований, которые проводились одновременно в нескольких станах мира (Европа, Китай, Япония, США).

В исследовании было задействовано около 400 000 человек разных возрастных категорий (от 30 до 100 лет), а сам эксперимент продолжался на протяжении 30 лет! Итогом эксперимента стали выводы о влиянии рыбы на общий уровень здоровья. Результаты исследования показали возникновение инсульта всего у 9400 человек, что является значительно ниже мировой статистики.

Всем этим выводам существует объективное объяснение. Все дело в том, что в рыбе содержатся крайне важные полезные соединения. Одно из них – омега-3 жирные кислоты. Именно они осуществляют защиту мозга от инсульта. Каждый человек может на себе ощутить их пользу, если будет употреблять рыбу хотя бы два раза в неделю. Так утверждает доктор Дариуш Мозаффариан, являющийся доцентом одной из кафедр Гарвардского медицинского университета. По данным многих ученых, рыбные блюда также являются мощным источником селена и витамина Д, которые являются важными микроэлементами для больных с сердечными и сосудистыми заболеваниями.

Дариушем Мозаффарианом было установлено, что больше всего омега-3 липидов содержится в рыбе жирных сортов. К ним относятся лососевые и сельди. Также замечено положительное влияние тунца, запеченного на гриле, на поддержание нормального сердечного ритма.

Эти данные подтверждают ученые Американской ассоциации кардиологов. Они также убеждены, что для предупреждения инсультных состояний достаточно готовить и есть блюда из рыбы хотя бы два раза в неделю. Для людей, проживающих на территории стран СНД, самым доступным рыбным продуктом является селедка, на которую может быть сделан базовый акцент, как на источник омега-3 жирных кислот для организма.

Витамин Е спасает мозг после инсульта

В высоких дозах витамин Е способен предотвратить омертвение нервных клеток в остром периоде инсульта. Длительный приём небольших его доз предотвращает развитие этого заболевания.

Такие выводы сделаны учеными Университета в штате Огайо (США), согласно данным журнала The Times of India.

Согласно разъяснениям авторов этого исследования, самыми частыми признаками инсульта являются онемение и слабость конечностей, носящие односторонний характер, нарушение координации движений, внезапная бледность кожных покровов, речевые расстройства, тошнота, сопровождающаяся головокружениями, нарушенное глотание, зрительные и глазодвигательные расстройства. При этом сам по себе инсульт развивается всего за несколько минут или даже секунд, являясь результатом нарушенного притока крови к мозгу. Он может носить, как первично острый характер, так и формироваться на фоне предшествующих транзиторных атак нарушения мозгового кровообращения.

Многие ученые относят витамин Е к средствам, которые достоверно снижают тяжесть последствий инсультного поражения мозга. Витамин Е способен снижать риск инсульта и его осложнений за счет способности блокировки выделения ферментов, ответственных за накопление токсических липидов и продуктов их перекисного окисления в нервных клетках.

В эксперименте на мышах удалось показать, что те нейроны, которые длительное время получали витамин Е содержат на 60% меньше окисленных жирных кислот, чем у мышей контрольной группы, которые не подвергались действию токоферола.

Витамин Е в природе существует в нескольких формах. Самой распространенной является альфа-токотриенол.

Источники получения витамина Е

Естественным источником этого вещества служит морская рыба, любые растительные масла, продукты на основе сои, молоко, зелень, яйца, мясо, печень. Особенно стоит отметить о пользе альфа-токотриенола пальмового масла, которое на 70% представлено этим веществом. Согласно стандартам отечественной медицины и многих мировых стран, суточная потребность употребления витамина Е составляет около 10 мг.

Шоколад спасает от инсульта

Учеными Каролинского института из Стокгольма (Karolinska Institutet in Stockholm) было проведено интереснейшее исследование, в ходе которого было установлено, что шоколад значительно снижает риск развития инсульта, особенно у лиц женского пола всех возрастных категорий. В исследованиях было задействовано около 30 тысяч жительниц Швеции, о чем было опубликовано на страницах Reuters.

Первые научные разработки на эту тему появились еще в 1997 году. Тогда группа ученых, которыми руководила Сюзанна Ларссон начали наблюдения за пациентками с регистрацией данных о них без учета заболеваемости сердечной и сосудистой патологией. Возраст участниц исследования составлял от 48 лет до 84. Они регулярно проходили целый ряд обследований, и также регулярно при этом употребляя определенное количество шоколада. Спустя 10 лет было зарегистрировано 1549 случаев инсульта. При этом отмечалась стойкая закономерность: чем большее количество шоколада употреблялось, тем меньшее количество женщин были подвержены развитию инсульта.

Установлено, что ежедневная порция шоколада должна составлять 45 граммов.

Изучив эти данные, сотрудники калифорнийского университета взялись за обоснование замеченных эффектов шоколада в отношении профилактики поражения мозга инсультом. Было установлено, что подобное действие возможно за счет высокого содержания в шоколаде флаваноидов. Сама Ларрсон сообщила, что эти вещества способствуют нормализации артериального давления и укрепляют сосуды мозговых и сердечных сплетений. На сегодняшний день запланировано несколько крупных исследований, которые бы дали еще большую информацию о данном феномене и способности шоколада влиять на течение инсульта.

По словам Сюзанны Ларрсон: «Пока еще рано с уверенностью утверждать о том, что именно шоколад снижает риск развития инсульта. Его польза для организма давно уже не вызывает сомнения, но и злоупотреблять им не стоит, поскольку его калорийность достаточно высокая. Так же высоко содержание сахаров, жиров и их различных соединений. Предпочтение стоит отдавать обычному черному шоколаду, который содержит намного меньше сахара и какао, чем молочный».

Лицам, которые относятся к группе риска по развитию инсульта медики рекомендуют категорически оказаться от табакокурения, не подвергаться воздействию физических нагрузок и строго соблюдать диетический режим. Стоит отметить, что шоколад не числится ни в одном из списков средств, которые тормозят развитие инсультного поражения.

Ларрсон доказала, что если употреблять две чашки кофе в сутки, это достоверно снижает риск развития инсульта среди женщин на 20-24%. Результаты всех проведенных исследований были опубликованы в журнале Journal of the American College of Cardiology.

Продукты богатые омега-3

Эти жирные кислоты относятся к строительным элементам всех клеточных мембран, так как входят в состав фосфолипидов. Больше всего это актуально в отношении клеток мозга, эндокринных желез и сердца. Кроме того им присущий антиоксидантный эффект. Это значит, что омега-3 способны обезвреживать токсические продукты перекисного окисления и инактивировать свободные радикалы. На этом базируется их положительное воздействие на организм. Ведь они способны защищать здоровые клетки, восстанавливать поврежденные и предотвращать развитие их ракового перерождения. Особенно хорошо эти эффекты достигаются путем правильного комбинирования омега-3, омега-6 и витамина Д, которые содержаться в оптимальном количестве в составе грамотно подобранного диетического питания.

Важно помнить! Полиненасыщенные жирные кислоты типа омега-3 очень неустойчивые во внешней среде, они быстро разрушаются под действием света, кислорода и тепла.

Чтобы сохранить их полезные свойства необходимо содержать их в условиях, которые исключают действие перечисленных факторов!

Содержание Омега-3 в разных продуктах (в 100 граммах):

35 г (зависит от вида рыбы, и места её улова);

Серьезное исследование — простые выводы: ученые о том, как защититься от инсульта

Ученые Готенбургского университета в Швеции считают, что активный образ жизни и регулярные прогулки на свежем воздухе значительно сокращают риск инсульта и его тяжелых последствий.

СУХУМ, 20 сен – Sputnik. Получасовые ежедневные прогулки оказались связаны с пониженной вероятностью преждевременной смерти от инсультов и менее опасными последствиями от подобных кровоизлияний, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Neurology.

«Мы находим все больше свидетельств в пользу того, что физическая активность защищает мозг от болезней и повреждений, и наша работа не стала исключением в данном отношении. Нам нужны более длительные наблюдения и эксперименты для понимания того, почему уровень физической активности влияет на остроту последствий инсультов», — подчеркнула Катарина Суннерхаген из Готенбургского университета в Швеции.

Клетки тела человека и других живых существ обязаны постоянно получать приток нутриентов и кислорода для нормальной жизнедеятельности.Некоторые клетки способны прожить достаточно большое время без кислорода, несколько минут или даже часов, однако в конечном итоге его недостаток приведет к разрушению митохондрий, клеточных «энергостанций», и другим нарушениям в работе клеток, что вызовет их массовую гибель.

Самые уязвимые в этом отношении клетки мозга – кислородное голодание уже через несколько минут вызывает очень серьезные необратимые последствия. Подобные нарушения в работе клеток могут происходить как во время «больших» инсультов, так и при менее серьезных недостатках работы кровеносных сосудов мозга.

Ученые обнаружили простой способ защиты человека от наиболее опасных последствий инсультов, изучая материалы, собранные клиникой университета во время лечения больных, которые недавно пострадали от инсультов.

В последние годы в клинику попало примерно 2300 пациентов, проходивших курс реабилитационной терапии после инсульта. Врачи, помимо восстановления работы мозга и конечностей их пациентов, систематически изучали их диету, образ жизни и другие факторы, теоретически связанные со сбоями в работе кровеносных сосудов мозга.

Как выяснилось, главным фактором риска в развитии самых тяжелых форм инсультов и всех подобных приступов в целом было отсутствие физической активности и сидячий образ жизни. В среднем, они в 1,2 раза чаще страдали от кровоизлияний в мозг, чем их сверстники, регулярно занимавшиеся зарядкой.

По словам медиков, большинства неприятных последствий инсультов можно избежать, тратя примерно четыре часа в неделю, или около половины часа в день, на прогулки и легкие физические упражнения.

Как заметила Суннерхаген, пока выводы ученых не говорят о том, что прогулки и зарядка были главными или даже единственными причинами того, почему активные люди реже страдают от тяжелых форм инсультов. В ближайшее время ученые планируют проверить, так ли это на самом деле, наблюдая за более широкими группами людей.

Блюдо, защищающее мозг от инсульта

Ясна Криз и Фредерик Калон из Universite Laval установили, что жирные кислоты Омега-3, которые во множестве встречаются в таких рыбах, как лосось или семга, снижают тяжесть последствий инсульта. Кровоизлияние в мозг может привести к тяжелейшим поражениям мозга, способным вызывать частичный или полный паралич, а также смерть пациента, пишет Медикфорум.

Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся

Иммунные клетки чистят мозг после инсульта

В чрезвычайной ситуации мозг впускает в себя внешние иммунные клетки, которые собираются в повреждённом месте и начинают заниматься уборкой.

Уборкой мёртвых клеток, обломков мембран и прочего мусора у нас занимаются специальные иммунные клетки макрофаги – всё ненужное они в прямом смысле поедают, то есть захватывают клеточными выростами, погружают внутрь себя и переваривают. (Кстати, поедают они не только остатки мёртвых клеток, но и вполне живых бактерий, раковые клетки и вообще всё, что вызывает подозрение.) Макрофаги активно перемещаются в поисках чего бы съесть, и в нашем теле нет такого места, где бы их не было. Есть они и в мозге, только здесь клетки типа макрофагов называются микроглией, причём в мозге они не только следят за чистотой, но и редактируют нейронные цепочки.

При болезни макрофагов становится больше – они приходят к очагу воспаления из костного мозга. И в мозге происходит то же самое: при болезни Альцгеймера, при инсульте, при рассеянном склерозе клеток-уборщиков в нём становится больше. Но, быть может, то увеличение числа макрофагов в очаге болезни – это лишь результат перегруппировки клеток внутри мозга? И, может быть, макрофаги извне в мозг вообще не проникают, и он в любой ситуации старается обходиться только собственной микроглией? В конце концов, многие слышали, что в кровеносных сосудах мозга есть так называемый гематоэнцефалический барьер с очень, очень избирательной проницаемостью, который не даёт проникнуть в мозг многим молекулам и клеткам, плавающим в крови.

Исследователи из Боннского университета, Университета Иены и их коллеги из других научных центров Германии и США нашли способ пометить у мышей стволовые клетки красного костного мозга, которые производили макрофаги. Клетки снабжали геном, который кодировал флуоресцентный белок и который активировался под действием определённого вещества. Включая ген флуоресцентного белка в тот или иной период жизни мыши, можно было увидеть, как распространяются по телу макрофаги, рождённые костном мозге.

Если бы в мозге были иммунные клетки, пришедшие извне, это можно было бы увидеть по их свечению. Но, как говорится в статье в Nature Neuroscience, у обычных, здоровых мышей мозг не светился – то есть ему хватало тех макрофагов, что у него была. Как уже было сказано, такие постоянно живущие (или резидентные) макрофаги есть во всех тканях (только в мозге они называются микроглией), и ещё раньше тем же исследователям удалось показать, что первые из этих иммунных клеток приходят на свою территорию ещё во время эмбрионального развития и дальше обходятся своими силами. Макрофаги умеют сами делиться, и более новые клетки постепенно замещают старые, не нуждаясь в подкреплении из костного мозга – и в мозге происходит то же самое, что и в прочих органах.

Но в случае чего-то чрезвычайного подкрепление всё-таки появляется. Когда мышам в опыте устраивали инсульт, то больной мозг начинал светиться новыми макрофагами, которые пришли из костного мозга. Поначалу их можно было найти как в живой, так и в мёртвой нервной ткани, но спустя несколько дней все иммунные клетки-«пришельцы» группировались только в мёртвых зонах, где нужно было убрать погибшие нервные клетки.

Также удалось показать важность одного из генов, который помогает иммунным клеткам идти туда, куда нужно, и убирать то, что нужно. Это ген Cxcr4, который кодирует один из поверхностных рецепторов. Если у макрофагов его выключали, то, во-первых, их после инсульта приходило в мозг меньше обычного, а во-вторых, макрофаги никак не могли сгруппироваться в нужном месте – многие из них оставались в здоровых участках мозга, где их помощь была не нужна. Наконец, у макрофагов с выключенным рецептором Cxcr4 оставались малоактивными гены, которые помогают больной ткани справиться с повреждениями, и одновременно у них слишком активировались гены, стимулирующие воспаление – что не очень хорошо, поскольку воспаление бьёт по здоровым клеткам.

Если говорить о практических выводах, то можно сказать, что для эффективного восстановления после инсульта нужно следить за тем, как работает иммунитет: с одной стороны, в мозге должны появиться клетки-помощники, которые уберут молекулярно-клеточный мусор, с другой стороны, эти помощники должны работать только там, где нужно, держа воспалительную реакцию под контролем. Возможно, с помощью каких-нибудь веществ, позволяющих управлять макрофагами, можно будет в перспективе значительно ускорять послеинсультное восстановление мозга.